Ростуризм в пику АТА создал новый турагентский союз. Вопрос «зачем» остался без ответа…
Агентский туристический рынок пытаются поставить под контроль, причём среди желающих это сделать образовалось две группы влияния, каждая из которых решила идти собственным путём: из Альянса Туристических Агентств (АТА), образованного полтора года назад, вышли (а точнее – было исключены) несколько участников, которые образовали альтернативную агентскую общественную организацию – «Союз Турагентств» (СТА).
Примечательно, что Ростуризм в этой «войне» за умы и кошельки турагентств не остался «над схваткой», как подобало бы регулятору рынка, а активно включился в процесс, отдав предпочтение лишь одному игроку — новому объединению.
Более того, исходя из кулуарных разговоров можно предположить, что именно Ростуризм стоит за новым союзом, пытаясь таким образом обрести влияние на игроков розницы, с чем у него не получилось в рамках АТА. В тоже время принципиальных различий в декларируемых целях и задачах между АТА и СТА не обнаруживается никаких, за исключением их отношения к СРО.
Как заявил Олег Сафонов в понедельник на пресс-конференции, турагентский рынок сейчас становится особенно важен по двум причинам. «Турагенты – это розница, которая непосредственно работает с туристами и при этом никак не регулируется.
Так как этот рынок абсолютно либерален, он позволяет всяким непрозрачным компаниям работать и портить имидж», — пояснил руководитель Ростуризма. Вторая причина – «выход» организованного туризма на внутренний рынок, который ранее был значительно меньше интересен турагентствам. «Для нас исключительно важно, чтобы эта работа велась в правовом поле страны», — подчеркнул Олег Сафонов.
При этом в состав правления свежесозданного Союза вошел и сам руководитель Ростуризма, сообщив, что ему «близки те цели и задачи», которые представляет СТА, а также «понятно, кто и как собирается их решать».
При этом, ссылаясь на туроператорский бизнес, инициаторы создания Союза уверяют, что объединений на агентском рынке «должно быть много». При этом критерии вступления новых членов пока ещё не представлены. «Условия вступления в Союз сейчас доводят до ума. Нам необходимо, чтобы данная ассоциация привлекла цивилизованные агентства», — пояснил Олег Сафонов.
Примечательно, что на вопрос, чем принципиально отличается новый Союз от уже функционирующего АТА, был получен довольно расплывчатый ответ: глава Ростуризма лишь сослался на недоступность для него информации о деятельности АТА (хотя Альянс совершенно открыт и не раз предлагал чиновникам свою помощь в выработке методов регулирования рынка).
Более того, именно АТА являлся инициатором многих полезных для турагентств начинаний – например, единой формы договоров ТО-ТА, ТА-турист, других стандартов профессиональной деятельности, внедрения добровольного реестра турагентств с коллективной ответственностью его членов и т.д. и т.п. Собственно всем этим теперь и хочет по-новой заниматься вновь созданная общественная организация…
Кстати, между АТА и СТА всё же есть одно различие – подход к внедрению в туризме СРО (саморегулируемых организаций). «Мы считаем, что на данный момент в целом здоровая идея саморегулирования преждевременна.
Механизм СРО не защитит туриста и не даст стимула для развития турагентств. Сейчас на туррынке, в том числе на турагентском, ситуация остается довольно сложной, как из-за кризиса прошлого года, так и курса рубля и всех прошедших перемен. В такой ситуации «нагружать» турагентский бизнес дополнительными надстройками нерационально», — пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Агафонов, гендиректор сети «МГП».
Сама идея СРО в туризме довольна спорная – у неё есть как много противников, так и сторонников, однако вся эта история подталкивает к вопросу – почему Ростуризм стал столь активным противником СРО, что в открытую пошёл на создание альтернативной общественной организации? Чем могут помешать СРО чиновникам из Ростуризма и чего они так страшатся?